Главная / Юридическая помощь / Риски в строительстве и проектировании

Риски в строительстве и проектировании

Деятельность строительных организаций сопряжена с рисками.

Вот некоторые из них:

v  Ничем немотивированный частичный или полный отказ Заказчика принимать выполненные Подрядчиком строительные или проектные работы, и как следствие отказ частично или полностью оплачивать выполненные Подрядчиком работы;

v  Предъявление Заказчиком ничем необоснованных претензий по качеству или количеству проектных или строительных работ;

v  Ничем немотивированный частичный или полный отказ Заказчика оплатить выполненные и принятые подрядчиком работы.

Отказ Заказчика принимать выполненные Подрядчиком работ обычно исходит из желания последнего сэкономить на оплате выполненных Подрядчиком работ. Это же желание движет Заказчиком, когда он пытается предъявить несуществующие недостатки по количеству или качеству выполненных работ. Такое желание естественно для Заказчика, но не приемлемо для Подрядчика, так как Подрядчик заинтересован как можно дороже продать выполненные работы. Обычно данные проблемы решаются Подрядчиком путем монетарного стимулирования должностных лиц Заказчика, что, во-первых, мягко говоря, незаконно, так как в случае провала вложенные в процесс стимулирования денежные средства не будут возвращены Подрядчику, а во-вторых, по сути, создает Подрядчик своими действиями создает двойной, а иногда даже тройной риск отказа от выполненных работ, так как Подрядчику необходимо значительно завышать в смете работы, чтобы оплатить стоимость «деятельного участия» должностных лиц Заказчика в последующей приемке выполненных работ. Но довольно-таки часто Заказчик назначает на приемку работ совершенно иных лиц, с которыми у Подрядчика нет нужных ему связей. Автор данной статьи не раз сталкивался в своей практике с подобными случаями. Что самое неприятное, зачастую такие «стимулирования» не обходят стороной и представителей юридической службы Заказчика, что в значительной степени снижает успех последующего судебного разбирательства спора в суде.

Одним из самых простых решений ситуации является юридически и фактически грамотный подход на всех стадиях работы Подрядчика с Заказчиком.

Хотелось бы выделить следующие стадии:

  • Подготовка документов для участия в конкурсе, аукционе, тендере, запросе котировок на определение Подрядчика;
  • Успешное участие Подрядчика в конкурсе, аукционе, тендере, запросе котировок на определение Подрядчика;
  • Юридическая проработка договора подряда, государственного контракта;
  • Заключение договора подряда, государственного контракта;
  • Согласование проекта, технического задания, сметы, дополнительных работ;
  • Делопроизводство на стадии выполнения работ по договору подряда, государственному контракту;
  • Уведомление Заказчика о выполнении этапа работ с направлением Заказчику акта приема-передачи выполненных работ на подпись;
  • Уведомления Заказчика о выполнении всего объема работ с направлением Заказчику акта приема-передачи выполненных работ на подпись;
  • Окончательные расчеты за выполненные работы.

Все что касается этапа подготовки документов, то здесь необходимо участие профессионала, так как тендерная документация таит в себе многие хитрости, которые знакомы только сведущим. Зачастую конкурсная документация составляется  на так называемом «птичьем языке». От того как будет подготовлена документация зависит, примут ли к участию в конкурсе Подрядчика. Отсутствие, какого либо документа является существенным основанием для лишения права Подрядчика на участие в конкурсе.

Обычным пакетом документов для участия в конкурсе являются: устав юридического лица, свидетельство о постановки на налоговый учет юридического лица (или Индивидуального предпринимателя), свидетельство о государственной регистрации (Свидетельство ОГНИП); Выписка из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), Уведомление РОСТАТа, протокол (решение) о назначении руководителя юридического лица и/или приказ о назначении на должность; банковские реквизиты, заявка на участие, сведения о квалификации, сведения о наличии специального оборудования и спецтехники, допуски от СРО, строительная (проектная) лицензия. Иногда требуется протокол (решение) о совершении крупной сделки.

Успех на аукционе зависит от наличия у Подрядчика надлежащей квалификации, ценовых предложений и предложений по срокам. Квалификация должна быть наивысшей, цены и сроки – минимальные.

Иногда договор подряда заключается между Подрядчиком и Заказчиком без проведения конкурса или аукциона. Примером служит заключение договора подряда на строительство и\или проектирование малоэтажных зданий (коттеджей) между Подрядчиком – юридическим лицом и Заказчиком – физическим лицом. Более подробно особенности заключения подобных договоров будут рассмотрены автором данной статьи в другой статье. А пока остановимся на главном, это на составлении текста договора подряда. Как театр начинается с вешалки, так и подряд – с договора. Одним из основных недостатков, а зачастую и самым болезненным для Подрядчика, является отсутствие в договоре подряда четко согласованных сроков выполнения работ. При отсутствии условий о начальных и конечных сроках выполнения работ договор считается незаключенным. Соответственно если Заказчик знает об этом, а Подрядчик не подозревает, то путем уклонения от подписания акта приема-передачи выполненных работ Заказчик сводит на нет попытки Подрядчика получить оплату за выполненные работы. Иными словами при отсутствии в договоре подряда указаний на начальные и конечные сроки выполнения работ и согласованного сторонами договора акта приема-передачи выполненных работ у Подрядчика нет шансов получить оплату за выполненные работы. Малого того, Заказчик в данном случае вправе истребовать перечисленный аванс, как неосновательное обогащение в полном объеме. Как говорится, сработали «в ноль». Есть и другие нюансы, но о них в другой раз.

Итак, условия договора согласованы, предстоит подписание. При подписании договора следует проверить полномочия представителя Заказчика на подписание договора. Для юридического лица это будет: Устав, свидетельство о регистрации, свидетельство ИНН, протокол (решение) о назначении лица имеющего право действовать без доверенности, либо доверенность представителя, обязательно оригинал, протокол (решение) об одобрении сделки (если такое предусмотрено Уставом юридического лица); для индивидуального предпринимателя: Свидетельство ИНН, Свидетельство ОГРНИП, копия паспорта с пропиской, выписка из ЕГРИП, для физического лица: паспорт оригинал (копия в качестве приложения к договору). Полномочия проверяются путем комплексного исследования представленных документов, более подробно об этом в другой статье.

Ну вот, полномочия проверены, далее предстоит процедура подписания. Настоятельно рекомендуем избегать проставления Заказчиком факсимиле вместо подписи без оговорки об этом в договоре, так как такой договор может быть признан незаключенными о последствиях признания договора незаключенным напишем в другой статье. Процедуру подписания договора лучше всего проводить в присутствии подписантов – лиц имеющих право подписывать договор от имени Заказчика и Подрядчика во избежание подписания договора неустановленными лицами. Для особо крупных сделок рекомендуем нотариальное удостоверение подписей на договоре.

Для подписания государственного контракта предусмотрена особая процедура, которая подробно описана законодателем в соответствующих нормативных правовых актах.

Инициатива подписания государственного контракта принадлежит государственному заказчику, который подписанные экземпляры госконракта в установленный законом срок направляет в адрес победителя конкурса. В свою очередь победитель конкурса обязан подписать представленный государственным заказчиком государственный контракт в установленные законом сроки, в противном случае государственный заказчик вправе требовать заключения государственного контракта в судебном порядке.

Ну вот, все формальности утрясены, договор подряда, содержащий все существенные условия, подписан сторонами. Необходимо учесть, что при подписании договора нужно иметь в виду, что приложения подписанные наряду с договором являются его неотъемлемой частью, если иное не предусмотрено договором подряда. Такими приложениями могут быть: техническое задание, которое содержит собственно тот объем работ, который предстоит выполнить Подрядчику; график выполнения работ, который содержит существенные условия договора подряда – начальные и конечные сроки выполнения работ; смета в которой указаны объемы и цена выполняемых работ; проектная документация, в которой наряду с количественными характеристиками работ указаны ее качественны характеристики, а также рекомендуемые к использованию материалы и технологии.

Очень важно приступая к выполнению работ соблюсти формальности связанные с передачей строительной площадки. Нужно знать, что до момента передачи строительной площадки фактически Подрядчик не вправе приступать к выполнению работ, кстати, об этом следует указать в договоре подряда. Если для выполнения работ необходим проект, то приступать к работе лучше, только после получения письменно согласованной Заказчиком проектной документации, что также нужно внести в договор подряда.

При выполнении работ обо всем, что требует участия Заказчика, следует информировать Заказчика в письменной форме, с обязательной отметкой Заказчика в получении. Отговорки типа: «Я же говорил», вряд ли будут приняты судом во внимание.

По окончанию выполнения работ (этапа работ) Подрядчик, в большинстве случаев, обязан известить об этом Заказчика. Извещение или уведомление должно быть обязательно в письменной форме, с отметкой о получении такого уведомления Заказчиком. Подойдут телеграммы, ценные письма с уведомлением о вручении, письма доставленные курьером. Уведомление должно содержать ссылку на договор, указание на то, где, какие и в каком количестве работы выполнены. К уведомлению целесообразно приложить акт приема-передачи выполненных работ в двух экземплярах с указанием, что данный акт, в случае согласия, нужно подписать и направить подписанный экземпляр Подрядчику. Также в уведомлении следует указать предполагаемую дату и время осмотра результата выполненных работ на объекте, адрес объекта. Иными словами уведомление должно содержать всю подробную информацию о приемке выполненных работ.

Целесообразно предусмотреть в договоре порядок приемки выполненных работ Заказчиком, а также важно отметь сроки на принятия решения Заказчиком по существу направленного уведомления о готовности работ. Истечение указанного срока должно означать для сторон договора безоговорочное принятие Заказчиком выполненных Подрядчиком работ по договору. Это защитит Подрядчика от немотивированного отказа от приемки выполненных работ.

В случае если в установленный срок Заказчик не явился на приемку выполненных Подрядчиком работ целесообразно назначение строительной экспертизы, с обязательным вызовом Заказчика в письменном виде, предпочтительно телеграммой. О нюансах назначения экспертизы в следующей статье.

При наличии подписанного сторонами акта приема-передачи выполненных работ необходимо отследить оплату принятых по договору работ. В случае если в установленный срок оплата не поступила необходимо принять решение об обращении в суд. О правилах составления и подачи искового заявления в следующий раз.

 

 
Авторское право Copyright © 2011 Gloss-Matt
Разработка, продвижение и обслуживание Веб-сайта.
Яндекс цитирования